Философия свободы — II (Автор эссе: Дипак Лумба)

Deepak Loomba
5 min readOct 31, 2020

Это эссе посвящено австрийскому философу-реформатору Рудольфу Йозефу Лоренцу Штайнеру (1861–1925), написавшему “философию свободы” (Die Philosophie der Freiheit). Кто пошел по стопам таких мыслителей, как Кант и Фихте в области эпистемологии. Это эссе представляет собой небольшой скромный кантилевер, спроецированный на прочные колонны, созданные такими мыслителями, как Штайнер.
Я непервый писатель-мыслитель, который применяет свой ум к понятию свободы. Тем не менее, в этом коротком эссе я предлагаю открыть новое окно в прекрасный пейзаж свободы. Каждое явление во Вселенной отличается в зависимости от местоположения и условий существования наблюдателя. Каждая новая мысль о свободе — это открытие новой позиции, нового угла, с которой можно рассматривать тот же самую скульптуру. Таким образом, делая понимание наблюдателя о скульптуре более всеобъемлющим.

НЕТ ВЫБОРА, НЕТ СВОБОДЫ.
Никакой свободы не существует во всех таких случаях, когда нет ни выбора, чтобы событие произошло или не произошло, ни произошло бы иначе, чем это произошло, если бы свобода/выбор не осуществлялась. Следовательно, отсутствие выбора-это отсутствие свободы.

СВОБОДА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОПТИМАЛЬНЫМ
Все, что происходит на пути наименьшего сопротивления, спонтанно. Спонтанным является то, что произойдет само по себе, без необходимости какого-либо ввода энергии извне, подобно реке текущей с гор в океан, или высокому потенциальному электрическому заряду, падающему с неба на землю в виде молнии или расширяющейся вселенной. Действительно, все это произойдет, даже если мы (живые существа, обладающие намерением и способностью применять силу и усилие, чтобы противостоять или обратить вспять спонтанное изменение или, наоборот, ускорить его) исчезнем из вселенной, оставив после такого уничтожения только неживые объекты и материалы. Поскольку для возникновения явления по пути наименьшего сопротивления не требуется дополнительной энергии, то такой путь и его возникновения является оптимальным. Спонтанность оптимальна по своей природе, потому что она всегда идет по “пути наименьшего сопротивления”. Поэтому любой путь, обходящий путь наименьшего сопротивления, автоматически становится неоптимальным.
В мире, где нет ничего непроизвольного, все происходит по второму закону термодинамики (возрастание энтропии), который тоже детерминирован путем наименьшего сопротивления. Как же тогда мы можем обнаружить непроизвольность и, следовательно, намерение во Вселенной спонтанности? Необходимым условием обнаружения намерения является отклонение от пути наименьшего сопротивления и оптимальности.
В тот момент, когда происходит что-то неоптимальное, выполняются необходимые условия (не достаточные) для возникновения намерения.

Первый проект определения свободы, по моему мнению, таков:
“способность системы или явления возникать, изменяться или вести себя в любом случае, кроме того, в котором оно было бы при отсутствии намерения/усилия/дополнительной силы/применения-дополнительной-энергии.”

Если все происходит спонтанно, по пути наименьшего сопротивления, выбор перестает существовать, потому что спонтанность оптимальна и едина. Отсутствие выбора ведет к прекращению свободы.

СВОБОДА НЕЭФФЕКТИВНА, ДОРОГА И ЭНЕРГОЕМКА
Чем ближе человек к пути наименьшего сопротивления и спонтанности, тем меньше выбор и вероятность отклонения от оптимального, единого пути и меньше свобода.
Поэтому любое серьезное отклонение от пути наименьшего сопротивления означает свободу. Хотя это также означает, что выбранный путь обходящий путь наименьшего сопротивления и, следовательно, будет стоить прибавления или вычитания энергии из системы, которые требуют усилий/намерения. Поэтому намерение и свобода выбора действительно неэффективны. Чем выше неэффективность, тем дальше человек от пути наименьшего сопротивления и, следовательно, свободнее.
Из вышесказанного становится очевидным, что свобода прямо пропорциональна отклонению от пути наименьшего сопротивления и, как следствие, недостаточной эффективности.
Свобода нуждается в уменьшении или неестественном увеличении энтропии, поэтому требуется ввод энергии в систему, так что чем выше свобода, тем выше требования энергии и усилия.

Второй проект определение свободы по мне,
“Свобода — это степень отклонения объекта, система или явление проходит самопроизвольно, самый эффективный и оптимальный путь наименьшего сопротивления.”

Чем дальше отклонение, тем больше осуществляется свобода.

БЕЗ-РЕЗОННОСТЬ — ЭТО РЕЗИДЕНЦИЯ СВОБОДЫ
Разум (Иммануил Кант, “критик чистого разума”) является атрибутом знания, в то время как знание применимо только к повторяющимся процессам и явлениям. Все такие процессы, которые не повторяются, не подпадают под область знания, поскольку они не могут быть объективно измерены или повторно наблюдаемы (поскольку они происходят только один раз). Разум, следовательно, есть проявление известного (среди повторяющихся) и, следовательно, путь наименьшего сопротивления. Неоптимальные отклонения, которые являются свободой, всегда вне области резона. И это так, потому что в новом, неизвестном и неопределенном заключена свобода. Чем дальше человек исследует свободу, тем дальше ему нужно отклоняться от пути наименьшего сопротивления, и, следовательно, тем выше потребность в энергии и усилиях наряду с большей неопределенностью и меньшим контролем (поскольку контроль тоже ограничен повторяющимся и известным).
Поэтому высокая степень свободы требует очень больших затрат энергии и усилий.

СВОБОДА — СТЕХИОМЕТРИЧЕСКАЯ
Действительно, есть два способа возникновения чего либо — повторяющийся или неповторяющийся. Цель и желание — это обитатели рецидива. В моей книге “Осознание и Сознание — Открытие, различие и эволюция. Новая Упанишада” (ISBN: 978–1692201227), я провел различие между этими двумя с физической и феноменологической точек зрения. Они — цель и желание появляются в результате повторяющих явлений. То. что никогда не повторится, не может быть целью. Поскольку сам процесс обнаружения цели требует повторения явления.
Свобода, следовательно, заключается в отклонении от повторяющегося — то есть отклонение от процесса, как он произошёл бы, если бы ничего не делалось и не применялось никакого намерения. Вместе с тем очевидно, что неповторяющиеся, неизвестны и неопределенны — это свойства рандомизированных событий (стехиометрических событий).
Несмотря на странность и противоинтуитивность, свобода-это независимость от повторения и разума. Это означает, что все, что делается с какой-то причиной в уме, вовсе не является проявлением свободы, это принятие известного пути знания и разума.

СВОБОДА ОБИТАЕТ НА ОКРАИНАХ
Свобода, это склонность сознательного существа предпринимать отклонения от того, что повторяется, или того, что могло бы произойти, если бы не предпринималось никаких отклонений.
Внимательно наблюдайте за стаей летящих птиц. Принцип сетки сети побуждает организованные полеты через склонность каждой птицы в стае поддерживать дистанцию, которую она имеет с соседними птицами. Этот принцип гарантирует, что они летят вместе, согласованно в одном направлении. Поддержание дистанции от соседей-это состояние, в котором каждая птица стаи. Свобода для него ограничена небольшими автокорректирующими отклонениями от заданного курса.
Птицы на окраинах, особенно на переднем крае,-это те, кто обладает наибольшей свободой, которая может повлиять на ход стаи. Это птицы, которые ведут и могут технически изменить ход стаи.

Птицы находящиеся в лидирующем положении, которые имеют свободу, а не те, которые следуют за ними.

ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВЫБОР ПОСРЕДСТВОМ ОСОЗНАННОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ-ЭТО ОТСУТСТВИЕ СВОБОДЫ
Наличие возможность, но отсутствие возможности осуществить этот выбор по причинам, которые являются дискриминационными для конкретной категории субъектов, в то время как некоторые другие категории оснащены для принятия адекватных решений, является отсутствием свободы для дискриминируемой категории. В случае стаи птиц, каждая из птиц, встроенных в такие положения, что они летают с птицами вокруг них, все еще имеют возможность нырять или подниматься (изменять вертикальную плоскость полета), но они неспособны осуществлять эти варианты, поскольку они заранее запрограммированы летать в пределах стаи.
“Точно так же только те, кто думает о новом и неизведанном, не повторяющемся, неопределенном, неразумном и бесцельном, и сверх того — интенсивно прикладывает энергию и усилия для этого, испытывают свободу.”
Те, кто следует по пути наименьшей неопределенности и сопротивления, просто блуждают в царстве разумного, известного и повторяющегося и только думают, что они свободны. На самом деле это не так.
“Свобода существует, но только в неизвестном, неопределенном и безрезонном.”

Автор: Дипак Лумба (dl.dstl@gmail.com)

--

--